Тема: «В мире физических и химических явлений».
Урок естествознания в 5 классе.
Ж.Н.Аймухамбетова, учитель географии ШГ № 17 им.А.Курманова.
г.Астана
Цель : формирование представлений о физических и химических явлениях на примере изменений, происходящих в природе.
Задачи:
способствовать формированию знаний учащихся о физических и химических явлениях;продолжить развивать общеучебные умения и навыки, логическое мышление, умение анализировать, делать вывод; формирование коммуникативных навыков, умения работать в группе.
Ожидаемый результат: учащиеся различают явления природы; умеют выделять явления и находить различия между ними; умеют анализировать, сравнивать, строить аналогии; могут приводить пример физических и химических явлений.
Формируемые ключевые компетентности:
- информационная (умение анализировать текст, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи);
- коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);
- рефлексивное умение составлять (индивидуально или в группе) план решения заданий.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.
Приёмы: анализ, синтез, умозаключение, обобщение.
Учебник:естествознание; Абдиманапов Б.Ш., Прищепина А.В., Фокина Л.М; Алматы: Атамұра, 2015 г.
ХОД УРОКА:
1.МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Ситуация успеха. Создание коллаборативной среды («Пожелания от всего сердца»).
Участникам раздаются сердечки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелание тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены.
2.ВВЕДЕНИЕ.
1.Вспомним правила работы в группе, которые вы разработали.
2.Составление кластера «Явления природы».
Привести примеры явлений.
3.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1.Вызов.Постановка темы.
В природе с момента ее зарожденья:
Все время с телами идут превращенья.
Про эти природные измененья
Мы с вами сказали уж: “Это… ( явленья)!”
Явленья бывают различными,
Рассмотрим химические и физические.
Должны научиться мы их наблюдать,
А главное самое - уметь различать.
Как вы думаете, какие явления природы мы сегодня будем изучать?
Сформулируйте цель сегодняшнего урока.
Запись в тетради темы урока.
2.Осмысление.
2.1.Работа с информацией. Приём «Инсерт».
Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключённую в ней информацию следующим образом:
«v» - то, что известно,
+ новая информация,
«- « думал иначе,
«?» непонятно.
Читая текст, учащиеся индивидуально помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Затем учащимся предлагается обсудить в группе и систематизировать информацию, расположив её в соответствии с пометками в таблицу.
Последовательное обсуждение группами каждой графы таблицы.
2.2.Запись в тетради термина « физические,химические явления».
2.3.Презентация ученицы «В мире физических и химических явлений». Ученица задаёт вопросы.
Оценивание презентации по разработанным учащимися критериям.
2.4.Практическое задание. Даны карточки, на которых изображены химические и физические явления.
Задание: провести классификацию и объяснить, по каким признакам и почему определили.
3.Закрепление.
1.Приём «Ромашка Блума».
Простой вопрос.
Дать определение физическим и химическим явлениям.
Уточняющий вопрос.
В чём отличие между физическими и химическими явлениями?
Интерпретирующий вопрос. Какие признаки характерны для химических явлений?
Оценочный вопрос. Какое значение имеют физические и химические явления?
Творческий вопрос.Приведите примеры физических и химических явлений в быту.
Практический вопрос. Как изменится жизнь, если перестанут происходить изменения в природе?
2.Возврат к таблице «Инсерт».
4.РЕФЛЕКСИЯ. Заполнение листа самооценивания.
Обозначить в цветовом дневнике своё настроение на конец урока.
5.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Выставление оценок. Домашнее задание.
|