Педагогический сайт Казахстана и СНГ

Каталог статей

Главная » Статьи » География

разработка урока "Грибы" 5 класс

Тема: Грибы, микроорганизмы, их значение и разнообразие. 
Цели урока: дать понятие о грибах как отдельном царстве живой природы; познакомить со строением гриба, учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов; расширять кругозор, мышление, речь учащихся; воспитывать бережное отношение к природе родного края. Ожидаемые результаты: 
- должны знать: грибы и микроорганизмы- понимать: их разнообразие и значение; уметь: использовать полученные знания в жизни и в быту - обобщать признаки растений и животных, формулировать признаки грибов, как отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека. 
Методы работы:1.Интерактивные методы обучения помогут заинтересовать учащихся, а также смена деятельности 2.Одаренные и сильные ученики помогают в групповой работе 3. Одаренные и сильные ученики консультируют и помогают в осмыслении 4.Развивают речь при интерпретации своих идей, вносят свои предложения 
1.Психологический настрой: «Минутка бодрости» слова приветствия: Все становятся в круг и приветствуют друг друга. 1. Желаю (соприкасаются большими пальцами); 2. Успеха (указательными); 3. Большого (средними); 4. Во всём (безымянными); 5. И везде (мизинцами); 6. Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) 1. Деление на группы: «Съедобные», «Ядовитые», «Необычные» 2. Вызов –загадка. Землю пробуравил, Корешок оставил, Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. (гриб) 
Хороводами и в ряд в шляпах молодцы стоят. Кто ни пройдёт, им поклон отдаёт. (грибы)
 Осмысление. Проблемный вопрос: Грибы- это растения или животные? Сравнить . признаки растений и животных. (Грибы питаются солями из почвы, как растения, и останками живых существ, как животные, но они не производят питательные вещества сами и не могут передвигаться.) 
Ученые долго не могли решить, что такое грибы? Растения? Но ведь грибы совершенно не похожи на них. Главное - они не зелёные. Животные? Но на животных они тем более не похожи, долгое время люди думали, что грибы появляются от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже …по прихоти какой-нибудь нечистой силы. Наконец, грибы были все-таки отнесены к растениям, Но постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых нет ни в каких растениях, но зато есть в теле некоторых животных. И в 19 веке грибы выделились в особое царство-царство грибов.- Знаете ли вы, где растут грибы? Как правильно их собирать? Какие грибы съедобные, а какие опасные? Что можно приготовить из грибов? Любите ли вы собирать грибы ? Грибы – это уникальные организмы. Презентация- рассказ- исследование о грибах.(опережающее задание для сильного ученика). Нужно было заранее вырастить плесень на кусочке хлеба. - Мир грибов богат и разнообразен. С ними человек встречается не только в лесу. Покрылась плесенью корочка хлеба – это грибы. Выросло на стене в сыром помещении что-то зеленое и скользкое – опять грибы, испортилось яблоко – и это работа грибов. На пользу человеку работают: грибы – хлебопеки, грибы – сыровары, грибы – маслоделы, грибы – пивовары. На самом деле вкусный кефир готовит кефирный грибок. Возьмем булочки. Какими пышными сделал их дрожжевой грибок – хлебопек. это – грибы-карлики. А есть грибы, которые человек взял к себе в союзники в самом важном: в борьбе за жизнь. А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы – трутовик, дождевик, бокальчики, чага, рогатик. 
Класс оценивает презентацию- «Две звезды и пожелание». 
Закрепление по презентации. Мозговой штурм: 
1)Как называется та часть у гриба, которая находится на поверхности почвы? (Грибное тело.) 2)Как называется та часть у гриба, которая находится в почве? (Грибница.) 3)А плодовое тело у шляпочного гриба что имеет? (Шляпку и пенек.) 4)Как называется гриб, который имеет трубочки на шляпке? (Шляпочный.) 5)Как называется гриб, который имеет пластинки на шляпке? (Пластинчатый) 
6)При каких условиях грибы хорошо растут? 
7)Почему у нас мало грибов? 
Вывод. Гриб состоит из: шляпки, ножки и грибницы. Гриб имеет плодовое тело, которое мы видим над землёй, а под землёй находится грибница, похожее на паутинку сплетение нитей. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами. Чтобы грибница росла, нужны тепло, воздух и влага. Плодовое тело – это шляпка и ножка. Грибы, которые имеют в своём составе шляпку и ножку, называют шляпочными грибами. Игра: «съедобные; несъедобные» Хлопки в ладоши. На слайде –называет учитель, а дети оценивают. 
Групповая работа 1. Подписать на схеме- части гриба. Работы вывешиваются на доску. Формативное оценивание. «Три хлопка» 2.«Пересказ по кругу» с заданием. 1- о значении грибов; 2- о пользе всё положительное; 3- отрицательное. Презентация работы. Оценивание работы групп «Большой палец» 
3.Коллаж. 1- съедобные; 2- ядовитые; 3- необычные и лекарственные. Критериальное оценивание с дескрипторами- смайликами.. Критерии: 1-яркость. 2-аккуратность, 3-тематичность; 4- работа в группе. Презентация работы каждой группой и её оценивание. 4. Разработать правила сбора грибов- работа в группе. Презентация работы. Физминутка. Угадай гриб по описанию. Дифференцированное домашнее задание: № 27. Вырастить белую и зеленую плесень. Рефлексия. Альтернативный тест. Да и нет. 
1. Грибы состоят из плодового тела и грибницы. 
2. Грибы, как и растения образуют на свету органические вещества. 
3. Сожительство грибов с корнями деревьев –это симбиоз. 
4. 4. Человек использует в пищу плодовое тело. 
5. Для роста грибам нужно много солнечного света. 
Обратная связь- дерево познания. 
- Кому было интересно на уроке? 
- Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.- А что вы уже знали раньше? 
- Что понравилось делать?- Что было трудно? 
На столе перед вами лежат сигнальные карточки. 
- Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, прикрепите на наше дерево зеленую карточку, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, красную. 

«Узнай гриб по описанию» 
1.Эти грибы растут семейкой. Издали она рыжая, может лисёнком показаться. (Лисички) 
2.В сосновом лесу можно встретить желтовато-оранжевые грибочки, шляпки у них почти плоские, а на сломе появляется оранжевый сок- молочко. Растут большими семьями. Издалека кажется, что по зелёной траве разбросаны монеты из древнего клада. (Рыжики) 
3. Этот гриб можно найти в берёзовой роще или под молодой берёзой. У него плотная ножка белого цвета и круглая шляпка бурого цвета. (Подберёзовик) 

4.Эти грибы растут осенью на пнях. Бывают ложные и настоящие. (Опята) 
5.Шляпка у него зеленоватая, под шляпкой – красивый бахромчатый шарф- бантик, на ножке внизу разорванный мешочек. (Бледная поганка) 
Приложение для работы групп. 
Значение грибов в природе Значение грибов в жизни человека 
положительное отрицательное 
1.Являются пищей и лекарством для животных и человека. 
2.Образуя грибокорень, помогают растениям всасывать воду. 
3. Участвуют в круговороте веществ. В цепи питания являются – организмами, питающимися мёртвыми органическими остатками, подвергающими эти остатки минерализации до простых неорганических соединений. 
5. Разрушают древесину. 
6. Вызывают заболевания растений и животных. 1. Служат пищей человеку и животным.
 2. С плесневых грибов (пеницилл, аспергилл) получают антибиотики - лекарства, которые используют при многих заболеваниях. 
3. Широко используют дрожжи в хлебопечении, виноделии, пивоварении и производстве спирта. 
4. Изготовление сыра, витаминов и органических кислот. 
5. Виды грибов, паразитирующих на насекомых, используют для борьбы с вредителями. 1. Значительный ущерб наносят грибы-разрушители древесины. 
2. Грибы, поражающие культурные растения, снижают их урожаи (парша яблонь и груш и другие). 
3. Вызывают порчу продуктов питания и предметов, используемых человеком. 
4. Грибы вызывают заболевания у животных и людей (парша, стригущий лишай и др.). 
5. Грибы могут вызвать смертельное отравление. 

Давайте составим памятку для сбора грибов в лесу. 
 Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых. 
 Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в сторону листву и мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца может высохнуть и погибнуть. 
 Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком. 
 Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный яд для человека. 
 НЕЛЬЗЯ собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия. 
 Не порть ядовитые грибы, не срывай и не топчи их, потому что есть среди них лекарство для зверей.

Категория: География | Добавил: kzexe (29.03.2017)
Просмотров: 219 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Четверг, 10.10.2024, 19:33
Приветствую Вас Гость

Категории раздела

Школа как она есть [140]
География [55]
Рефераты [21]

Поиск

Вход на сайт

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0