Педагогический сайт Казахстана и СНГ

Каталог статей

Главная » Статьи » География

Внеклассное мероприятие по краеведению "Путешествие по родному краю"

Вяткина Екатерина Сергеевна 
учитель географии 
Вагулинская средняя школа 
Кызылжарский район, СКО 
Цель: Способствовать углубленному изучению родного края, его природы, истории, культуры, экономики. 
Задачи: расширить знания учащихся о родном крае; 
закрепить умения работать с географическими картами Казахстана, СКО; 
способствовать воспитанию любви к малой родине. 
Ход мероприятия 
На доске написаны слова: «…Не скажу, что – самый лучший, но милей всех сердцу край». 
Учитель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. 
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. 
«Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; приходит на помощь, придает силы. 
Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью». 
Ребята, скажите, в каком районе Северо-Казахстанской области мы с вами проживаем? А чем известен наш Кызылжарский район? 
Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по родному краю. Нам поможет в этом устный журнал. Итак, открываем первую страницу журнала. Она называется « Край мой Кызылжарский». 
Волнует сердце сторона родная 
Всем, что увидит мой сыновний взор: 
Платками белыми, гусиной стаей, 
Серебряными слитками озёр; 
Комбайнами, идущими по полю, 
Дыханием электропил в лесах, 
Пробежкой лося, травами по пояс 
И журавлиным клином в небесах. 
И, забывая горький день вчерашний, 
Неутомимый. Славный мой народ 
Идёт тропою по росе на пашню, 
Спешит на лесосеку, на завод. 
Родной республики преображенье 
Я вижу каждодневно наяву… 
С народом вместе – этим я живу. ( С. Вишневский) 
– Дом, в котором мы живем, – это наша малая Родина – село Вагулино Кызылжарского района Северо-Казахстанской области. 
Село Вагулино образовалось в 19 веке, сейчас в нём проживает примерно 630 человек. (Слайд 3) 
Наш районный центр - Бишкуль. 
(Слайд 6) 
Живя в Северо-Казахстанской области, мы не услышим шума морского прибоя, так как она удалена от морей. Не сможем увидеть и горные вершины – область расположена на Западно-Сибирской (Северо-Казахской) равнине. 
СКО располагается посередине умеренного пояса. 
Область относится к зоне недостаточного увлажнения. 
(Слайд 7) 
На территории нашей области находятся: холмистые равнины, речные долины, овраги и балки. Балки широко распространены по всей территории области, особенно в верховьях рек. Это длинные и широкие понижения с заросшими травой склонами. 
– Назовите реки Северо-Казахстанской области. (Есиль) 
(Слайд 8) 
В области расположено много озер. В основном они лежат в поймах рек. 
(Слайд 9) 
1 ученик 
Взгляните на карту республики. Она напоминает красивый ковёр, сотканный из зелёных лесов и голубых озёр, речных долин, прорезанных голубыми лентами Есиля, Ертыса, Тобыла. 
Родник серебряный в лесу 
Нашёл я за деревней. 
Листву резную на весу 
Над ним дуб держит древний. 
Из родника водицу пью 
Настой целебный точно, 
И кружит голову мою 
Густой туман цветочный. 
Бежит, прозрачна. Как слеза. 
Из родника речушка… 
Считает ей иль мне года 
Пророчица – кукушка. 
Посмотрите, сколько на карте голубых пятнышек. Это озёра. Их в нашем крае очень много. Они, как голубые куски неба в зелёной оправе берегов, рассеяны по всей территории нашего района. А сколько рыбы в озёрах? Обратите внимание на их названия: Карасево, Окунево, Судаково. Многие озёра представляют собой прекрасные места для отдыха. Там построены базы отдыха, детские лагеря. 
Ведущий. 
Открываем вторую страницу журнала « Лесная книга». Прослушав её, вы подробнее узнаете, как богаты и щедры наши леса. 
Наша область и район расположены в лесостепной зоне. Больше половины её площади занимают леса. Лес красив во все времена года. Прекрасны стройные высокие сосны, раскидистые ели. Лес – это огромная кладовая природы. Ценность его не только в красоте, но и в большой пользе для человека. 
Почему мы с лесом дружим, 
Для чего он людям нужен? 
Вот стоит обычный стол. Это лес! 
Или рама, двери, пол? Лес! 
А пенал красивый наш? Лес! 
Ну, а стол, скамейка, парта? Лес! 
А тетрадка, книжка, карта? Лес! Лес! 
Оглянись, всё вокруг- 
Это наш зелёный друг. 
А как вкусно нас кормит лес! Грибы собирают, ягоды. Сколько радости взрослым и детям доставляет сбор грибов. 
И налево и направо- 
Сколько ягод - посмотри! 
Земляничек сколько алых, 
Жарким солнцем налитых! 
Целый день их собирала, 
И всё больше было их. 
Ведущий 
Открываем третью страницу журнала « Звери и птицы наших лесов». Эта страница необычная, вам предстоит самим назвать обитателей наших лесов. 
Показ слайдов 
1.Посмотрите – ка , какая- 
Вся горит, как золотая. 
Ходит в шубе дорогой, 
Хвост пушистый и большой. Лиса. 
Сама небольшая, 
Шкурка пушистая, 
2.Зубато, серовато, 
По полю рыщет, 
Телят, ягнят ищет. Волк. 
3.Не барашек и не кот, 
Носит шубу круглый год. 
Шуба серая - для лета 
Для зимы другого цвета. Заяц. 
4.В перевалку зверь идёт 
По малину и по мёд. 
Любит сладкое он очень. 
А когда приходит осень, 
Лезет в яму до весны 
Где он спит и видит сны. Медведь. 
5.Полежала между ёлками 
Подушечка с иголками. 
Тихонечко лежала, 
Потом вдруг убежала. Ёж. 
6.Я день деньской 
Стучу – стучу. 
Я врач лесной 
Я лес лечу. Дятел. 
7.У неё глаза большие, 
Хищный клюв – всегда крючком. 
По ночам она летает 
Спит на дереве лишь днём. Сова. 
9.Кто это птица? 
Никогда не строит 
Для себя гнезда, 
Соседкам яйца оставляет 
И о птенцах не вспоминает. Кукушка. 
Ведущий 
Очень хорошо, что все вы узнали наших лесных зверей и птиц. Лес им даёт и пищу и кров. А сколько в лесу таинственных звуков, запахов и тайн. Давайте послушаем голоса птиц и зверей. 
(Запись « Утро в зоопарке» или « Голоса птиц в природе».) 
Сегодня мы узнали, как много прекрасного можно увидеть в лесу, как он нам дорог. Но лес, как и всё живое, требует бережного отношения к себе. 
Открываем четвёртую страницу журнала 
« Берегите природу». 
Помните: 
Дерево, трава, 
Цветок и птица 
Не всегда умеют защититься. 
Если будут уничтожены они 
На планете мы останемся одни. 
В природе нет лишних животных, птиц, все они по-своему полезны. Птицы, змеи, ежи, ящерицы уничтожают вредителей лесов, полей, садов. Многие обитатели прудов, рек служат пищей для рыб, уток и гусей. 
Берегите редко встречающиеся растения: ландыш, сон – траву, кувшинку белую, кувшинку жёлтую, ветреницу. Не берите для букетов много цветов, два - три цветочка, поверьте, будут смотреться гораздо красивее, чем большой букет. 
Я сорвал цветок - и он завял, 
Я поймал жука - и он умер, 
У меня в ладони. 
И тогда я понял, 
Что прикоснуться к Красоте 
Можно только сердцем. 
Берегите лес от пожаров и вредителей. Мастерите и развешивайте в парках, садах и лесах скворечники, дуплянки. Подкармливайте зимующих птиц. Особенно бережливость нужна во время экскурсий, туристических походов и отдыха на лоне природы. Не губите деревья, не засоряйте места отдыха. Костёр разжигайте и тушите правильно. Организуйте зелёные и голубые патрули. 
В нашем районе созданы заказники и охраняемые территории. Красотой, богатством и разнообразием природы этот замечательный уголок республики с каждым годом привлекает всё больше и больше людей. Манит своими богатствами густой лес, окружающий живописные лазурно - голубые озёра. 
Ведущий 
А теперь открываем пятую страницу журнала « Знаешь ли ты?» Давайте проверим, хорошо ли вы знаете природу нашей области. 
Деревья. 
1.Клейкие почки, 
Зелёные листочки, 
С белой корой 
Стоит под горой. ( Берёза ) 
2.Что за дерево стоит 
Ветра нет, а всё дрожит. ( Осина ) 
3.У меня длинней иголки, 
Чем у ёлки. 
Очень прямо я расту 
В высоту. 
Если я не на опушке, 
Ветви только на макушке. ( Сосна ) 
4.Что же это за девица: 
Не швея, не мастерица, 
Ничего сама не шьёт, 
А в иголках круглый год. ( Ель ) 
5.Весной зазеленела, 
Летом загорела, 
Осенью надела 
Красные кораллы. ( Рябина ) 
Животные 
1.Он , как ёлка, весь в иголках, 
Ловит смело страшных змей, 
И хотя он очень колкий, 
Обижать его не смей! ( Ёж ) 
2.Хитрая плутовка, 
Рыжая головка 
Хвост пушистый – краса! 
А зовут её …. ( Лиса ) 
3.Возле дуба острым рылом 
Деловито землю рыл он, 
Видно жёлуди искал. 
Я пугать его не стал. 
Не спугнул и мой Полкан, 
Очень грозен был… ( Кабан ) 
4.Что за зверь лесной 
Встал , как столбик, 
Под сосной. 
И стоит среди травы,- 
Уши больше головы! ( Заяц ) 
5.Хозяин лесной, 
Просыпается весной. 
А зимой под вьюжный вой 
Спит в избушке снеговой. ( Медведь) 
Итог занятия: - О чём сегодня говорили на занятии? 
- С чем познакомились? 
Замечательный писатель Константин Паустовский сказал: “Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”. А Родина – это и есть природа, которую мы должны охранять и беречь.

Категория: География | Добавил: kzexe (29.03.2017)
Просмотров: 230 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Четверг, 10.10.2024, 19:29
Приветствую Вас Гость

Категории раздела

Школа как она есть [140]
География [55]
Рефераты [21]

Поиск

Вход на сайт

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0