Вяткина Екатерина Сергеевна
учитель географии
Вагулинская средняя школа
Кызылжарский район, СКО
Цель: Способствовать углубленному изучению родного края, его природы, истории, культуры, экономики.
Задачи: расширить знания учащихся о родном крае;
закрепить умения работать с географическими картами Казахстана, СКО;
способствовать воспитанию любви к малой родине.
Ход мероприятия
На доске написаны слова: «…Не скажу, что – самый лучший, но милей всех сердцу край».
Учитель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
«Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью».
Ребята, скажите, в каком районе Северо-Казахстанской области мы с вами проживаем? А чем известен наш Кызылжарский район?
Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по родному краю. Нам поможет в этом устный журнал. Итак, открываем первую страницу журнала. Она называется « Край мой Кызылжарский».
Волнует сердце сторона родная
Всем, что увидит мой сыновний взор:
Платками белыми, гусиной стаей,
Серебряными слитками озёр;
Комбайнами, идущими по полю,
Дыханием электропил в лесах,
Пробежкой лося, травами по пояс
И журавлиным клином в небесах.
И, забывая горький день вчерашний,
Неутомимый. Славный мой народ
Идёт тропою по росе на пашню,
Спешит на лесосеку, на завод.
Родной республики преображенье
Я вижу каждодневно наяву…
С народом вместе – этим я живу. ( С. Вишневский)
– Дом, в котором мы живем, – это наша малая Родина – село Вагулино Кызылжарского района Северо-Казахстанской области.
Село Вагулино образовалось в 19 веке, сейчас в нём проживает примерно 630 человек. (Слайд 3)
Наш районный центр - Бишкуль.
(Слайд 6)
Живя в Северо-Казахстанской области, мы не услышим шума морского прибоя, так как она удалена от морей. Не сможем увидеть и горные вершины – область расположена на Западно-Сибирской (Северо-Казахской) равнине.
СКО располагается посередине умеренного пояса.
Область относится к зоне недостаточного увлажнения.
(Слайд 7)
На территории нашей области находятся: холмистые равнины, речные долины, овраги и балки. Балки широко распространены по всей территории области, особенно в верховьях рек. Это длинные и широкие понижения с заросшими травой склонами.
– Назовите реки Северо-Казахстанской области. (Есиль)
(Слайд 8)
В области расположено много озер. В основном они лежат в поймах рек.
(Слайд 9)
1 ученик
Взгляните на карту республики. Она напоминает красивый ковёр, сотканный из зелёных лесов и голубых озёр, речных долин, прорезанных голубыми лентами Есиля, Ертыса, Тобыла.
Родник серебряный в лесу
Нашёл я за деревней.
Листву резную на весу
Над ним дуб держит древний.
Из родника водицу пью
Настой целебный точно,
И кружит голову мою
Густой туман цветочный.
Бежит, прозрачна. Как слеза.
Из родника речушка…
Считает ей иль мне года
Пророчица – кукушка.
Посмотрите, сколько на карте голубых пятнышек. Это озёра. Их в нашем крае очень много. Они, как голубые куски неба в зелёной оправе берегов, рассеяны по всей территории нашего района. А сколько рыбы в озёрах? Обратите внимание на их названия: Карасево, Окунево, Судаково. Многие озёра представляют собой прекрасные места для отдыха. Там построены базы отдыха, детские лагеря.
Ведущий.
Открываем вторую страницу журнала « Лесная книга». Прослушав её, вы подробнее узнаете, как богаты и щедры наши леса.
Наша область и район расположены в лесостепной зоне. Больше половины её площади занимают леса. Лес красив во все времена года. Прекрасны стройные высокие сосны, раскидистые ели. Лес – это огромная кладовая природы. Ценность его не только в красоте, но и в большой пользе для человека.
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол? Лес!
А пенал красивый наш? Лес!
Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книжка, карта? Лес! Лес!
Оглянись, всё вокруг-
Это наш зелёный друг.
А как вкусно нас кормит лес! Грибы собирают, ягоды. Сколько радости взрослым и детям доставляет сбор грибов.
И налево и направо-
Сколько ягод - посмотри!
Земляничек сколько алых,
Жарким солнцем налитых!
Целый день их собирала,
И всё больше было их.
Ведущий
Открываем третью страницу журнала « Звери и птицы наших лесов». Эта страница необычная, вам предстоит самим назвать обитателей наших лесов.
Показ слайдов
1.Посмотрите – ка , какая-
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой. Лиса.
Сама небольшая,
Шкурка пушистая,
2.Зубато, серовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. Волк.
3.Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета
Для зимы другого цвета. Заяц.
4.В перевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны
Где он спит и видит сны. Медведь.
5.Полежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. Ёж.
6.Я день деньской
Стучу – стучу.
Я врач лесной
Я лес лечу. Дятел.
7.У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает
Спит на дереве лишь днём. Сова.
9.Кто это птица?
Никогда не строит
Для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. Кукушка.
Ведущий
Очень хорошо, что все вы узнали наших лесных зверей и птиц. Лес им даёт и пищу и кров. А сколько в лесу таинственных звуков, запахов и тайн. Давайте послушаем голоса птиц и зверей.
(Запись « Утро в зоопарке» или « Голоса птиц в природе».)
Сегодня мы узнали, как много прекрасного можно увидеть в лесу, как он нам дорог. Но лес, как и всё живое, требует бережного отношения к себе.
Открываем четвёртую страницу журнала
« Берегите природу».
Помните:
Дерево, трава,
Цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
В природе нет лишних животных, птиц, все они по-своему полезны. Птицы, змеи, ежи, ящерицы уничтожают вредителей лесов, полей, садов. Многие обитатели прудов, рек служат пищей для рыб, уток и гусей.
Берегите редко встречающиеся растения: ландыш, сон – траву, кувшинку белую, кувшинку жёлтую, ветреницу. Не берите для букетов много цветов, два - три цветочка, поверьте, будут смотреться гораздо красивее, чем большой букет.
Я сорвал цветок - и он завял,
Я поймал жука - и он умер,
У меня в ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к Красоте
Можно только сердцем.
Берегите лес от пожаров и вредителей. Мастерите и развешивайте в парках, садах и лесах скворечники, дуплянки. Подкармливайте зимующих птиц. Особенно бережливость нужна во время экскурсий, туристических походов и отдыха на лоне природы. Не губите деревья, не засоряйте места отдыха. Костёр разжигайте и тушите правильно. Организуйте зелёные и голубые патрули.
В нашем районе созданы заказники и охраняемые территории. Красотой, богатством и разнообразием природы этот замечательный уголок республики с каждым годом привлекает всё больше и больше людей. Манит своими богатствами густой лес, окружающий живописные лазурно - голубые озёра.
Ведущий
А теперь открываем пятую страницу журнала « Знаешь ли ты?» Давайте проверим, хорошо ли вы знаете природу нашей области.
Деревья.
1.Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой
Стоит под горой. ( Берёза )
2.Что за дерево стоит
Ветра нет, а всё дрожит. ( Осина )
3.У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. ( Сосна )
4.Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. ( Ель )
5.Весной зазеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. ( Рябина )
Животные
1.Он , как ёлка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей,
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей! ( Ёж )
2.Хитрая плутовка,
Рыжая головка
Хвост пушистый – краса!
А зовут её …. ( Лиса )
3.Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он,
Видно жёлуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был… ( Кабан )
4.Что за зверь лесной
Встал , как столбик,
Под сосной.
И стоит среди травы,-
Уши больше головы! ( Заяц )
5.Хозяин лесной,
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. ( Медведь)
Итог занятия: - О чём сегодня говорили на занятии?
- С чем познакомились?
Замечательный писатель Константин Паустовский сказал: “Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”. А Родина – это и есть природа, которую мы должны охранять и беречь.
|